Результаты показывают, что даже несмотря на продолжающийся кризис, рынок интернет-торговли растет, а электронные платежи занимают всё более значимое место в жизни россиян.
Согласно полученным ответам, три четверти участников опроса использовали онлайн-платежи хотя бы раз за предыдущие 12 месяцев, из них более 70% (или 55% от всех опрошенных) совершали такие платежи за последние 30 дней. В таких категориях, как пополнение счета мобильного телефона, оплата услуг ЖКХ или погашение кредита, от 55% до 79% респондентов для последнего по времени платежа использовали безналичные форматы, чаще всего именно онлайн. По сравнению с опросом прошлого года, доля респондентов, использующих онлайн-платежи, в целом выросла в 1,2 раза. Быстрее всего второй год подряд растет сегмент платежей через электронный кошелёк – за 12 месяцев количество пользователей у данного способа оплаты увеличилось на 42%.
Рост в цифрах Данные исследования показывают, что в большинстве сегментов рынка онлайн-торговли и электронных платежей, несмотря на экономическую ситуацию и изменения валютного курса, наблюдался рост числа пользователей. Выше всего он был в следующих категориях (рис. 1 в приложении к релизу):
- Онлайн-переводы между частными лицами (69% активных пользователей интернета в 2016 году против 49% в 2015 году)
- Онлайн-платежи за товары и услуги (73% против 63%)
- Трансграничные покупки (43% против 31%)
- Использование мобильных телефонов при оффлайн-покупках (53% против 44%)
Положительная динамика наблюдается также и в сегменте внутрироссийской интернет-торговли, где наиболее заметный рост приходится на такие категории как книги и диски (где доля онлайн-покупок выросла с 34% до 50%) и электроника и техника (рост с 36% до 46%).
Онлайн-платежи помогают в кризисРезультаты исследования свидетельствуют о том, что россияне всё активнее пользуются онлайн-платежами в самых различных сферах своей жизни, в том числе осуществляя транзакции как в личных, так и в рабочих целях. По мнению 46% из тех, кто пользуется сервисами электронных денежных переводов, этот инструмент открывает новые возможности для заработка, а 27% таких пользователей сообщили, что получали онлайн-платежи за оказанные ими услуги или за проданные ими товары хотя бы один раз за год.
Среди наиболее популярных категорий такого вида платежей – оплата консультаций и услуг технической поддержки (20%), всевозможных изделий ручной работы (19%), дизайнерских услуг (11%), оффлайн-услуг (ремонт, массаж и т.д., 7%), а также услуг копирайтинга и перевода (7%) (рис. 2). Среди всех респондентов, получавших переводы за свои услуги или товары, почти каждый двадцатый (4,5%) ответил, что имел опыт продажи зарубежным покупателям: в Китай, США, Израиль, европейские страны, Латинскую Америку и т.д. Большинство таких продаж приходится на различные товары, как новые, в т.ч. «хендмейд», так и бывшие в употреблении.
Платежи онлайн: портрет пользователяОпрос показал и то, среди каких категорий россиян наиболее востребованы платежи через интернет: проникновение электронных методов оплаты выше всего (79% против 55% в среднем по всем опрошенным) среди опытных пользователей интернета (с онлайн-стажем свыше 10 лет), живущих в не очень больших городах (до 400 тыс. чел.) за пределами Центральной России и имеющих доход на семью выше 50 тысяч рублей в месяц.
Среди тех, кто только начал пользоваться электронными платежами (начал делать это менее чем за 12 месяцев до старта исследования), больше всего пользователей, которые приобщились к интернету всего 3-5 лет назад (27%), и кто живёт в областном центре среднего размера (с населением 400-700 тыс. жителей, также 27%).
В целом, по данным опроса женщины более активно, чем мужчины совершают онлайн-покупки и пользуются электронными платежами. В частности, 26% респонденток из России заявили, что совершали покупки в зарубежных интернет-магазинах (против 23% среди мужчин), 58% пользовались инструментами для онлайн-оплаты (по сравнению с 52% среди мужчин) и 41% осуществляли денежные переводы другим лицам (34% среди мужчин).
Тенденция роста мобильных платежей Россияне всё активнее пользуются своими смартфонами для покупок и платежей. Так, 64% респондентов, пользующихся смартфонами, совершали мобильные платежи за последние 30 дней (рис. 3). При этом 34% опрошенных утверждают, что во время оффлайн-шопинга они используют мобильный интернет – например, чтобы сравнить цены или найти дополнительную информацию о товаре.
Подавляющее большинство (79%) владельцев смартфонов имеют на своих устройствах хотя бы одно приложение для осуществления онлайн-покупок или онлайн-платежей и, более того, 66% владельцев смартфонов используют такие приложения не реже одного раза в неделю. Наибольшую популярность получили мобильные приложения банков (ими пользуются 40% владельцев смартфонов), затем идут приложения магазинов (25%), приложения систем электронных платежей (15%) и приложения сервисов объявлений (15%).
Почему россияне выбирают цифровые технологии? Самой веской причиной, по которой люди используют интернет для покупок, а также для поиска информации о товарах и магазинах, по-прежнему остаются экономия времени и удобство (эту причину назвали в качестве самой главной 33% респондентов) (рис. 4). Это особенно актуален для двух категорий людей: для принадлежащих к верхушке среднего класса – с ежемесячным доходом на семью более 150 тыс. рублей (42%) и для тех, кто живёт в особо отдалённых от столицы районах, например, на Дальнем Востоке (39%). Кроме того, этот показатель высок среди опытных пользователей интернета (более чем с 7 годами онлайн-стажа - 36%).
Доступность полной и подробной информации о товарах, что позволяет сделать правильный выбор, является второй по популярности причиной, которую назвали 27% опрошенных. Она наиболее актуальна для жителей Сибири (33%), россиян без семьи (33%) или с низким уровнем доходов (менее 15 тыс. рублей в месяц на домохозяйство - 32%). Экономия средств – третья по значимости (21%) причина использования интернета для шоппинга. Она важнее других для тех, кто совершает покупки в зарубежных магазинах (25%), для респондентов с большой семьёй (25%) и жителей крупных городов (23%).
Данные исследования показывают, что россияне тратят достаточно много времени для доступа к финансовым сервисам оффлайн (рис. 5). Чтобы дойти до банкомата или посетить отделение банка, респонденты в среднем тратят более 30 часов в год, при этом для 10% наиболее активных пользователей временные затраты превышают 5 часов в месяц. У части россиян, в том числе активных интернет-пользователей, по-прежнему нет удобного доступа к традиционным банковским сервисам: как и в прошлогоднем исследовании, для 6% респондентов ближайшие банковские отделения находятся более чем в десяти километрах от их дома.
Такие результаты могут объяснить, почему в ответах на вопрос о главном преимуществе онлайн-платежей, респонденты чаще всего, как и в случае онлайн-покупок, выбирали варианты, связанные с удобством, – в первую очередь это возможность осуществлять оплату не выходя из дома (31%) и возможность совершать платежи в любое время суток (13%). Информация об исследовании Данные для исследования были собраны в рамках онлайн-опроса, проведённого компанией Data Insight в феврале 2016 года по заказу PayPal с использованием access-панели TNS. В опросе приняло участие 4100 человек. Выборка репрезентирует активных пользователей интернета в возрасте 18-64 лет, проживающих во всех типах населённых пунктов по всей России. Результаты опроса перевзвешены исходя из данных о посещении респондентами сайтов, связанных с покупками и платежами.
Информация о PayPalВ PayPal (Nasdaq:PYPL) мы ставим людей в центр всего, ради чего работаем. С момента основания компании в 1998 году мы ведем вперед рынок электронных платежей. В 2015 году мы обработали 4,9 миллиарда транзакций, 28% из которых были совершены через мобильные устройства. PayPal дает людям более удобный и безопасный способ управлять своими деньгами, а также совершать оплату и личные переводы разными методами.
Информация о Data Insight Компания Data Insight – первое в России специализированное агентство в области исследований Интернета, основанное в 2010 году Борисом Овчинниковым и Федором Вириным. Компания предоставляет аналитику и консалтинговые услуги на рынках электронной торговли и интернет-рекламы. Исследования Data Insight основаны на активном мониторинге рынка, критическом анализе всего спектра доступных данных и совмещении различных исследовательских методик.
Комментарии (0)